В настоящее время в России действуют 10 АЭС с 31 энергоблоком, обеспечивающие потребности в энергии примерно на 16%. За исключением Билибинской АЭС в Восточной Сибири, все остальные электростанции расположены в европейской части РФ.
Премьер-министр Владимир Путин выступает за значительное расширение атомного энергетического комплекса России. В случае реализации этого проекта объем электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, увеличится почти вдвое, пишет американское издание "United Press International" (перевод публикует inoСМИ.Ru).
На совещании по вопросам развития атомной энергетики, проведенном 15 апреля на Калининской атомной электростанции в городе Удомле примерно в 120 милях к северо-востоку от Москвы с участием главы государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергея Кириенко, Путин решительно заявил: "Нам нужно построить 26 блоков". "Как вы знаете, в этой сфере мы сформулировали весьма амбициозные, но абсолютно реалистичные задачи, - добавил он. - К 2030 году в общем объеме производства электроэнергии доля атомной генерации должна составить 25-30%. Сегодня она составляет 16%. С учетом сегодняшней ситуации реализация этих планов требует особого внимания. Но что бы ни происходило, мы с вами должны выполнить ту задачу, о которой я упомянул".
Парадоксальным образом, призыв Путина к увеличению атомной генерации прозвучал на фоне снижающегося внутреннего спроса, поскольку россияне, как и жители других стран, переживающих депрессию, сокращают потребление электроэнергии; по данным российского министерства энергетики, до конца года спрос на электричество может упасть примерно на 4%. Однако Путин считает это понижение временным: "К 2012 году, по прогнозам экспертов, планируется выход на докризисные темпы роста электропотребления - это около 3% в год. Думаю, что уже в 2010 году ситуация будет меняться, потребность в энергоресурсах вновь начнет постепенно увеличиваться".
Путин готов подкрепить амбиции правительства финансовыми ресурсами. Он заявил Кириенко, что его администрация поддержит заявку государственной атомной корпорации на дополнительную капитализацию в объеме 50 млрд рублей (1,47 млрд долларов). В настоящее время инвестиционная программа "Росатома" составляет 164 млрд рублей (4,83 млрд долларов), причем около половины этих средств поступят напрямую из федерального бюджета, а 26 млрд рублей (766 млн долларов) - в форме кредитов.
Однако, несмотря на щедрость Путина, "Росатом" переживает финансовые трудности, а Кириенко обратился к премьер-министру с просьбой разрешить его организации выпускать облигации: "Нужна возможность для инфраструктурных облигаций. Мы подготовили соответствующие предложения, но нужно решение (правительства)".
В совершенно капиталистическом духе Кириенко откровенно пожаловался на российские банки: "Очевидный вопрос - ставки кредитов. Для отрасли это очень важно. В настоящее время по результатам переговоров с банками самые льготные ставки все равно составляют порядка 16% годовых. Строить атомные станции под 16% невозможно. 10% - предел".
Наконец, еще раз продемонстрировав умение торговаться, глава "Росатома" призвал Путина способствовать скорейшему принятию федеральной программы по развитию новых ядерных технологий, цель которой - создание реакторов четвертого поколения: "Программа готова, со всеми согласована, в ближайшее время Минэкономразвития будет докладывать о ней правительству".
На совещании, по-видимому, не была затронута тема, которая определяет восприятие ядерной программы России как "Росатомом", так и правительством. Речь идет о том, что эта программа - источник доходов извне, поскольку страны, планирующие развивать атомную энергетику, рассчитывают на содействие Москвы. В 30 странах мира для генерации электричества используется 439 ядерных реакторов, на долю которых приходится 16% объема мирового производства электроэнергии, и еще 11 стран строят объекты атомной отрасли. Россия желает выйти на этот рынок, и хотя ее участие в создании иранского реактора в Бушере - это самый известный пример российской атомной дипломатии, она участвует в атомных проектах по всему миру - от тендера на строительства первой турецкой АЭС в Аккую на берегу Средиземного моря до Нигерии. Однако главным призом остается Китай - сверхдержава, граничащая с Россией.
Старейшая из китайских атомных электростанций "Циншань-1" была введена в эксплуатацию только в 1991 г. В то время, как внимание Запада сфокусировано на повышающейся роли Китая на глобальном энергетическом рынке, Пекин уже объявил о планах потратить 50 млрд долларов на строительство 32 новых АЭС к 2020 г.; участие "Росатома" в этом проекте дало бы ему гораздо больше прибыли, чем выпуск облигаций в условиях рекордного понижения котировок акций за несколько десятилетий.
Какими бы ни были амбиции Путина, все же довольно иронично то, что Россия и Иран, занимающие, соответственно, второе и третье место в мире по объему экспорта нефти, реализуют программы в области атомной энергетики, в то время как падение цен на нефть в условиях глобальной рецессии остудило энтузиазм тех, кто в прошлом году, когда эти цены достигли рекордных отметок, ратовал за атомную энергию. Атомная энергетика характеризуется высокими капитальными затратами и низкими переменными издержками, в то время, как в случае электростанций на нефти и газе справедливо обратное. Профессор Массачусетского технологического института Эрнест Мониз (Ernest Moniz) , один из авторов проведенного в 2003 г. исследования "Будущее атомной энергии", установил , что электроэнергия, генерируемая на АЭС, стоит примерно в 60 раз дороже, чем электроэнергия, генерируемая на обычных электростанциях на газе и угле, а несколькими годами позже заявил, что в условиях сегодняшнего рынка нет причин для существенного изменения ценовых условий, определенных в исследовании.
В условиях глобальной рецессии доходы от экспорта энергоресурсов будут составлять основную часть бюджетных поступлений России. Несмотря на сильные расхождения в оценках, и Международный валютный фонд и Всемирный банк считают, что на долю углеводородов приходится более 60% экспортных доходов российского правительства.
В столь неблагоприятной атмосфере ядерная энергетика может все больше выглядеть как непозволительная роскошь, а не технологический триумф атомных реакторов четвертого поколения.
По материалам www.energyland.info
Дизельные электростанции (дизель-генераторы) и газовые электростанции FG Wilson