Энергетическое пространство www.energospace.ru
Смотрите также
Дизельные электростанции
Источники электроснабжения коттеджей, торговых и бизнес-центров, строительных площадок, аэропортов и предприятий.
Газовые электростанции
Могут поставляться в комплекте с оборудованием, необходимым для утилизации тепловой энергии.
«    Август 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Первая страница » Новости » Газотрубовозы в тупике
 

Газотрубовозы в тупике

13 августа 2007 | Просмотров: 312 | Высказать мнение | Распечатать
Конфликт между СНТК и энергетиками разгорелся еще в январе, когда оборонное предприятие перестало платить за электроэнергию. Тогда энергетики отключили офисное здание комплекса, одновременно обратившись с иском в Арбитражный суд Самарской области о взыскании с СНТК им. Кузнецова задолженности. К середине июня текущего года, когда долг СНТК превысил 37 млн рублей, «Самараэнерго» направило в адрес руководства завода-должника предупреждение об ограничении режима потребления.

 

Сергей Тресвятский, бывший на тот момент генеральным директором предприятия, в официальном письме к «Самараэнерго» гарантировал оплату задолженности и попросил до 20 июня 2007 года не отключать завод. Однако выплата не была сделана, что в результате и привело к отключению от электроэнергии офисного здания. Примечательно, но от отключения тогда пострадала и налоговая инспекция Красноглинского района, которая арендует у СНТК рабочие площади.

22 июня 2007 года на заводе было проведено собрание акционеров. Руководство предприятия обещало до конца месяца оплатить энергетикам 2 млн рублей задолженности и составить график погашения оставшейся суммы. Энергетики возобновили подачу электроэнергии, но в ограниченном масштабе. После ограничения отпуска энергии до уровня аварийной СНТК прислал в адрес «Самараэнерго» график, в котором обещал до конца года выплатить 54 млн рублей.

Но эта бумага не устроила руководство самарской энергокомпании. По словам заместителя генерального директора по сбыту «Самараэнерго» Александра Лепского, сумма, на основе которой составлялся график, не соответствует реальному положению дел и не учитывает текущее ежемесячное потребление электроэнергии СНТК, которое обходится почти в 5 млн рублей. «Если предприятие не начнет погашать задолженность прямо сейчас, долг к декабрю 2007 года может приблизиться к 70 млн рублей», — уверен Лепский.

Чтобы не усугублять положение, энергетики предложили заводу-должнику выплатить половину накопленного долга, после чего обещали восстановить электроснабжение офисного здания. Однако компромисс не был найден. В итоге 9 июля цеха предприятия были отключены от электропитания.

Дальше началась комедия. 1 августа «Самараэнерго» направило на СНТК инспектора, который должен был проверить, как выполняется решение об ограничении подачи электричества. Инспектор обнаружил невиданное: оборонное предприятие продолжает получать электропитание в полном объеме, несанкционированно подключившись к электроподстанции. Такое поведение поставило руководство «Самараэнерго» в тупик. Но после недельных консультаций руководство энергокомпании поступило закономерно, решив отключить внешний электроисточник. В результате со вчерашнего дня производственные цеха СНТК оказались полностью парализованы.

В «Самараэнерго» отмечают, что речь о включении предприятия может идти только после начала выплаты долгов. На СНТК отсылают к графику погашения, представленному энергетикам ранее. Кризисную ситуацию на СНТК им. Кузнецова в Рособоронпроме и Федеральном агентстве по промышленности не комментируют.

Между тем конфликт с энергетиками – только часть общей проблемы. СНТК является одним из самых закрытых предприятий, входящих в реестр военно-промышленного комплекса России. Однако даже столь солидное положение не спасает завод от хронической задолженности и невыплаты своим сотрудникам зарплат. Так, чистый убыток предприятия в прошлом году составил 138 млн рублей. Долги в бюджеты разных уровней превышают 640 млн рублей, коммерческим банкам завод должен около 400 млн рублей, а задолженность по зарплате сотрудникам равняется 80 млн рублей.

В июне текущего года депутат Госдумы Анатолий Иванов выступил с инициативой внести изменения в проект закона о федеральном бюджете с тем, чтобы включить в него 676 млн рублей финансовой помощи СНТК. А самарский губернатор Константин Титов еще во время саммита Россия—ЕС передал президенту РФ Владимиру Путину письмо с просьбой повлиять на ситуацию. Президент дал указание разобраться с происходящим на СНТК.

Но пока итогом разборок стал только приговор, вынесенный 30 июля мировым судом Красноглинского района Самары Сергею Тресвятскому: он был признан виновным в неисполнении законов на особо режимных предприятиях (в части невыплаты зарплаты). Суд также запретил ему занимать руководящую должность сроком на два года. Сам Тресвятский, ушедший в отпуск 27 июля, еще до решения суда, с такой формулировкой приговора не согласен. «Прокуратуре придется доказать, что деньги на предприятии были, но использовались не по назначению. Кроме того, мы выполнили все обязательства перед государством: разработали двигатели НК-33, подготовились к участию в программе «Союз 2−3», не получив из бюджета ни копейки», — говорит гендиректор СНТК. Решение суда он намерен обжаловать после выхода из отпуска 15 августа.

Проблемы на предприятии связывают с его неприспособленностью к работе в современных рыночных условиях. Созданный в середине прошлого века, СНТК им. Кузнецова изначально не имел технической возможности наладить серийное производство своей продукции. В итоге завод осуществлял только технические разработки. Как и вся оборонка, в 90−е годы предприятие столкнулось с проблемой отсутствия госзаказов. Тогда СНТК не только предпринял попытку осуществлять НИОКР, но и пытался наладить самостоятельный выпуск собственных перспективных разработок – двигателей НК (Николая Кузнецова, именем которого и назван завод). Этот путь вроде бы оживил завод: он стал периодически получать заказы. Однако это привело к охлаждению отношений с давними партнерами СНТК: Казанским моторостроительным производственным объединением (КМПО) и самарским «Моторостроителем». Последние обвиняли руководство СНТК в том, что он «ушел в индивидуальные заработки» и перестал производить НИОКР, нужные заказчикам. В результате СНТК остался вообще без твердых заказов и долгосрочных контрактов.

Парадоксальность ситуации заключается еще и в том, что государство, кровно заинтересованное в стабильной работе такого гиганта, как СНТК, и владеющее 60% акций предприятия (через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), все эти годы само не могло четко сформулировать, какие разработки ему нужны в первую очередь. Об этом ярко говорит, например, судьба авиационного двигателя НК-93. Сначала государство профинансировало этот проект на сумму 272 млн рублей, а затем отказалось от своих намерений. СНТК же продолжил работы над НК-93 на свой страх и риск. Но разработка осталась невостребованной ни авиацией, ни газовиками.

В итоге источниками финансирования СНТК остались разовые заказы. Однако выполнение заказов для газовиков не приносит предприятию большой пользы. Каждый такой заказ обогащает СНТК на 100 млн рублей, что составляет два-три месячных бюджета предприятия, а изготовление заказа занимает полгода. Такой дисбаланс лишь увеличивает долги предприятия.

Сегодня основная надежда выживания СНТК – это заказы ОАО «Российские железные дороги», а именно серийное производство двигателей для газотурбовозов. Собственных средств на доводку этих агрегатов по результатам начавшихся испытаний у СНТК нет, а привлечение банковских кредитов – дело почти безнадежное для предприятия, которое находится в столь сложном финансовом положении. Насколько успешными окажутся испытания газотурбовоза, согласится ли РЖД в значимых объемах авансировать работы СНТК – никто сегодня ответить не может. В этом и заключается вся абсурдность ситуации. Единственное, что остается у СНТК, – научные разработки. Они представляют реальную ценность для потенциального заказчика. Не исключено, что РЖД предпочтет выкупить у СНТК документацию на двигатель для газотурбовоза, чтобы передать его производство одному из серийных заводов. Этот вариант может оказаться для СНТК едва ли не самым привлекательным: на рынке высоких технологий компания-разработчик живет не за счет собственного производства, а получая достойные доходы от подкрепленных авторскими правами.

Государство как основной акционер предприятия само должно определиться, что от него хочет получать, и начать активно, но обдуманно помогать ему финансовыми средствами. Без проработанной стратегии СНТК обречен перебиваться разовыми заказами и окончательно будет загублен как уникальное предприятие.

ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова» разрабатывает и производит опытные образцы двигателей НК для стратегической и гражданской авиации, ракет, газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом принадлежит 60% уставного капитала предприятия, ЗАО ИК «Газинвест» — 7,6%, бизнесмену Алексею Леушкину – 15%. Основные заказчики завода: двигателестроительные предприятия «Моторостроитель» (Самара), «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО), а также «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) и «Газпром».

Источник expert.ru

 (голосов: 0)
   

Другие новости по теме:

Чтобы каждый раз не вводить свое имя и адрес, зарегистрируйтесь или войдите на сайт под своим именем.

Оставить коментарий

Первая плавучая АЗС открылась на Ангаре
ЗАО «Иркутскнефтепродукт», дочернее сбытовое предприятие ОАО «НК «Роснефть», представило качественно новую для Восточной Сибири услугу в сфере заправки транспорта – первую в этом регионе заправочную станцию водного базирования.
Компрессоры, сберегающие энергию
В Европе на производство сжатого воздуха приходится 12 % всего промышленного энергопотребления. По российской статистике, энергетическая составляющая в производстве сжатого воздуха – более 80 %.
«Роснефть» займется добычей нефти в Абхазии
Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» будет осуществлять поиск, разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений на шельфе Абхазии, сообщил журналистам глава «Роснефти» Сергей Богданчиков.
Женщины захватили электроподстанцию в дагестанском поселке
Группа женщин захватила во вторник электроподстанцию в дагестанском поселке Сулак, относящемся к Махачкале, налетчицы включили электроснабжение поселка, которое было отключено вследствие ограничений поставок электроэнергии из-за накопившихся долгов.
Кризис не остановит развитие атомной отрасли
Экономические кризис не привел к остановке развития мировой атомной отрасли, а в ряде случаев даже ускорил его, заявил в среду глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко в эфире телеканала "Вести".
Все новости →
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № ФС77-29720.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Энергетическое пространство" обязательна.
  Rambler's Top100