

Саратовская ГЭС: 40 лет назад было перекрыто русло Волги
2 ноября 2007 | Просмотров: 142 | Высказать мнение | Распечатать | |
![]() | |
40 лет назад, 2 ноября 1967 г., произошло историческое событие: строители Саратовского гидроузла перекрыли основное русло Волги.
Гидростроители заполнили проран, оставленный в плотине, и таким образом перекрыли природное русло Волги. В результате на данном участке изменилось течение реки, и была сооружена новая намывная плотина от здания ГЭС до правого берега Волги. Она имеет длину 725 м, ширину основания – 360м, ширину гребня - 20м, максимальную высоту - 40м. В примыкании к зданию ГЭС плотина расширяется: здесь располагаются две площадки открытых распределительных устройств (ОРУ) напряжением 220 кВ и 500 кВ.
![]() Особенность Саратовского гидроузла – отсутствие водосливной плотины, поэтому после перекрытия основного русла Волги весь речной поток вот уже 40 лет движется по двум искусственным направлениям: через судоходный канал, разделяющий Балаково на две части, и через здание ГЭС. Проходя через здание ГЭС, вода поступает к гидроагрегатам, вращая лопасти турбин, а при необходимости - в галереи для производства холостых водосбросов в паводок.
Перекрытию Волги предшествовала огромная работа гидростроителей. Еще в январе 1966г. участок Н.Г.Мошкина из управления механизации строительных работ начал отсыпку камня в зону перекрытия Волги. Первую машину горной массы доставил на лед шофер автотранспортной конторы №1 Н.Н.Терновский. Начала действовать ледовая трасса, чтобы перевезти на правый берег Волги 120 тысяч кубометров горной массы, основные оборудование и механизмы. Люди работали круглосуточно, невзирая на жесткие погодные условия, за мужество и самоотверженность строителей эту трассу прозвали «дорогой мужества». Эти подготовительные работы позволили к осени 1967г. начать перекрытие Волги одновременно с двух берегов, значительно ускорив процесс.
2 ноября 1967 г. (в канун 50-летия Великого Октября) состоялось перекрытие Волги. Чтобы за этим могло наблюдать как можно больше людей, были организованы специальные автобусные рейсы. В 10-30 час. начальник строительства Николай Иванцов дал команду начать штурм Волги. И мощный комплекс современной техники обрушил на реку с моста первые бетонные тетраэдры. Украшенные флагами, транспарантами «Мы покорим тебя, Волга!» на мост въезжали мощные КРАЗы (их было более 40). Первыми с левого берега въезжали водители АТК-2 Черкасов, Харин, Иванов, Синяков, Антропов, с правого - водители комсомольско-молодежного экипажа Скиба, Задоркин и Мусафиров. Работала комплексная бригада крановщиков, экскаваторщиков, бульдозеристов.
Это событие привлекло внимание центральных и местных газет, всесоюзного и областного радио и телевидения. Знаменитый диктор Гостелерадио СССР Игорь Кириллов вспоминает: «Мы на телевидении отражали это без всякого давления «сверху», потому что тема волновала и интересовала всех. Это так грандиозно было, так убедительно, что и у нас, и за рубежом, глядя на кадры строительства ГЭС, понимали: СССР – очень мощная, очень перспективная держава, которую надо бояться и уважать».
Через 20 дней после перекрытия Волжская ГЭС им. В.И.Ленина (ныне – Жигулевская) начала сброс воды для наполнения Саратовского водохранилища. К середине декабря 67 года в искусственном море было накоплено 7 млрд. м3 воды, перепад воды между верхним и нижним бьефом достиг 8 м, после чего началась прокрутка первых 4-х агрегатов СарГЭС. В конце декабря эти агрегаты были поставлены под нагрузку – именно этот момент отмечается как «день рождения» Саратовской ГЭС. | |
![]() | |
![]() | |
Другие новости по теме: | |
![]() | |
Чтобы каждый раз не вводить свое имя и адрес, зарегистрируйтесь или войдите на сайт под своим именем. | |
![]() |